Главная / Календарь событий / Экспозиции

Экспозиция «Археология и этнография»

15 Апреля 2021

Археология

Экспозиция «Археология» позволяет заглянуть в прошлое. Территория Западной Сибири давно привлекала ученых своими загадками. Свои исследования здесь проводили многие ученые: изучали тектоническое строение земли, быт и жизнь местных жителей, пытались выяснить историю заселения Западной Сибири. В Советском районе первая историко – культурная экспертиза проводилась в 1985г, в результате которой было выявлено более 300 памятников прошлого. Археологические раскопки начали проводиться с 1992г. которые подтвердили умозаключения археологов о том, что все памятники многослойные т.е. население наших мест жило на одном месте не одну сотню лет. Площадки использовались сначала для поселений (поселения эпохи энеолита, средневековья), а затем для захоронения умерших (могильники) или святилищ.

Одним из памятников прошлого является Арантур. В результате исследования могильника было получено 4 147 ед. находок – это фрагменты кальцинированных костей и вещевой материал. Часть находок передана в фонды Музея.

Основная масса находок - это керамические сосуды и их фрагменты, которые были обнаружены в погребениях и в разных слоях почвы межпогребельного пространства, что подтверждает умозаключения археологов о существовании здесь древних поселений.

Менее многочисленные – изделия из бронзы и меди (бляшки – накладки, подвески различной формы, пронизки, браслеты, височные кольца, пряжки, навершия, фрагменты медных пластин и котлов). В бронзовом литье прослеживается зооморфный стиль (зооморфные навершия, подвески «уточки» и др.). Подвески в виде водоплавающих птиц – гуся, утки, лебедя, занимают большое место в зауральской пластике. В фольклоре манси – водоплавающая птица – основное действующее лицо в сотворении земли; это форма существования человеческой души и ее связи с верхним миром; это одно из воплощений Мир-Суснэ Хума - посредника Нуми-Торума на земле.

Изделия из железа представлены в небольшом количестве: в основном это ножи, меч, наконечники стрел. В древнемансийкой культуре зафиксирована металлургия железа, обработка цветных металлов.

Вещи из белого металла (серебра) представлены в основном украшениями: пластины, накладки, бляхи, височные кольца, подвески, перстень, бусины. Все изделия из серебра принадлежат к предметам, импортируемым из Волжской Булгарии, которое являлось одним из культурных центров средневековой Европы. Это позволяет говорить о включенности территории бассейна р.Конды в систему международных торговых связей, осуществлявшихся по Великому Волжскому пути.

Единичными находками представлены вещи из стекла (бусины) и камня.

Таким образом, в результате обнаруженных находок удалось установить, что памятник «Арантур 27 – могильник» содержит информацию о трех разных хронологических периодах древней истории местного края.

Впервые его площадка была использована древним населением для поселения в эпоху энеолита (3 тыс. до н.э.).

Вторично функционирование площадки памятника было в эпоху средневековья (примерно 8-10вв.). Массовое захоронение керамики в межмогильном пространстве и остатки наземных сооружений говорят о существовании здесь поселения эпохи средневековья, которое получило название у археологов, как «Арантур 37».

И в третьих площадка памятника использовалась под захоронение умерших, причем дважды.

Данные находки увековечили озеро Арантур в археологических памятниках и энциклопедиях. Часть находок из коллекции «Арантур 27» отреставрирована и сегодня представлена в стационарной экспозиции (зал ИЭА, отдел Археологии) Музея истории и ремесел Советского района.

Этнография

Экспозиция по этнографии знакомит посетителей с коренными малочисленными народами Севера. Ханты, манси и ненцы проживают на территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры уже более пяти тысяч лет. Их обычаи, традиции и философию восприятия мира до наших дней хранят не только легенды, сказки и сказания, но и сам образ жизни этих людей, живущих в трогательном согласии с природой Севера.

Вплоть до 18 века коренные народы Севера, несмотря на попытки его христианизации, сохраняли верность своим традиционным верованиям. Они вели происхождение своих родов от различных представителей животного мира: медведей, лосей, лебедей, белок и др., в каждой семье имелись духи – покровители, изготовленные из дерева, меди и других материалов. В жертву духам приносили кусочки ткани, меха, различные украшения, еду и многое другое.

Селения хантов и манси в прошлом состояли из 1—10 домов с пристройками, расположенными без всякого плана. Общее название селения—пугол корт (хант.), паул (манс.). Соответственно с характером своего хозяйства ханты и манси имели жилища кочевого и оседлого типов. Так, ханты и манси-оленеводы жили в чуме. Постоянным зимним, а иногда и летним жилищем большинства хан­тов и манси служил срубный дом. Встречались у хантов и полуземлянки.

Дом условно был разделен на 2 половины: мужскую и женскую. В мужской половине находились мужская одежда и орудия труда: лучковое сверло, скребки, острога, ловушки т.е. все, что характеризовало мужчину как рыбака, охотника и оленевода. Женская половина – мир матери и хранительницы домашнего очага. Здесь находятся колыбель, детские игрушки, детская и женская одежда и украшения, принадлежности для рукоделия и прочие предметы домашнего обихода. Предметы женского и мужского ремесла можно увидеть в витрине зала стационарной экспозиции.

На манекенах представлена национальная одежда. Женский костюм состоит из нижней (платье) и верхней плечевой одежды (шубы «сахи», халат), обуви (няры, кисы), рукавиц, головного убора (платка) и украшений. Мужской костюм - из штанов, нижней (рубахи) и верхней плечевой одежды (малица, парка), обуви с чулками, пояса и рукавиц. Для изготовления одежды использовался различный материал: олений мех, птичьи шкурки, пушнина, овчина, ровдуга, сукно, крапивный и льняной холст, хлопчатобумажные ткани. Для изготовления украшений и отделки одежды ханты и манси пользовались бусами и бисером

Помимо жилых помещений ханты строили хозяйственные постройки для хранения продуктов и вещей – амбар или лабаз. Они были двух типов: свайные и наземные. Для того чтобы защитить припасы от грызунов, сваи застругивались (делали зарубки). В амбарах хранили запасы пищи, одежду, утварь, оружие и другое имущество. В экспозиции представлен хозяйственный лабаз, который предназначался для хранения различных вещей. Здесь мы можем увидеть лодки (калданку и долбленку), охотничьи лыжи и нарты – как основные средства передвижения. На жердях развешаны сумки из меха, рыбьей кожи, сукна, обувь. На стенах – оружие и ловушки. Представлены некоторые экземпляры берестяной посуды: короба, кузовки, набирушки, туеса.

Выжить на Севере – значит существовать в гармонии с природой.


Поделиться: